Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 603006 г. Нижний Новгород, ул. Варварская, д. 15А
  • 8 (831) 433-21-61
  • lycee40adm@mail.ru

Музей лицея

Листает жизнь и Судьбы, и Года,
Нас связывает через поколенья.
Но школа №40, как мечта,
Нас связывает через поколенья.


Школа №40 на Гребешке 1961-1965 гг.

Школа №40 на Гребешке 1961-1965 гг.

Школа №40 на ул. Фигнер 1966-1990 гг.

Школа №40 на ул. Фигнер 1966-1990 гг.

Лицей №40 на ул. Варварская 1990-2011гг.

Лицей №40 на ул. Варварская 1990-2011гг.

Лицей №40 на ул. Варварская 1990-2011гг.

Лицей №40 на ул. Варварская с 2011г.


Сороковая школа была открыта 1 сентября 1961 года. Основатель и первый директор - Вениамин Яковлевич Векслер.

Школа № 40 была первой в городе и одной из трёх в России (после Москвы и Ленинграда) специализированных школ. Она разместилась в старом здании на Гребешке (ул. Ярославская, 25). Сто девяносто одаренных ребят из разных районов города и даже области, увлеченных математикой и физикой, начали обучаться в пяти девятых классах. Преподавательский коллектив состоял из 23 учителей.

"Школе дали очень маленькое старое здание, где было всего 10 комнат. Она находилась в аварийном состоянии. В любую минуту мог обвалиться потолок. Зимой было очень холодно, мы сидели в пальто и в варежках, замерзали чернила в чернильницах. Мы сами топили печки... Но нас не пугали трудности и бытовые неудобства. Всех нас привела в сороковую любовь к физике и математике». (Из воспоминаний выпускников 1964-65 гг.).

Учащиеся сороковой занимались учебой, посещали факультативы по радиоастрономии, физике плазмы, теории автоматов, математической логике, решали дифференциальные уравнения, с увлечением и интересом занимались в различных кружках, много времени посвящали общественной жизни. Летом 1964 года был организован первый трудовой лагерь. "Смольки" на Узоле, совхоз "Запрудновский" - эти названия памятны многим учителям и выпускникам. Там раскрывалась личность ученика, выявлялись и формировались нравственные качества.

Много лет подряд ученики с учителями ходили в туристические походы по Горьковской области. Были такие маршруты, когда за неделю проходили 200 километров. Ребята в таких походах очень взрослели, мужали. В традициях школы - проведение разного рода спортивных мероприятий. Очень популярным был эстафетный пробег на приз "Торт и Чашка Чая". Задавали тон в спортивной жизни учителя. Их сборная не раз занимала призовые места на городских и областных соревнованиях. Одни из первых КВНов в Горьком игрались в сороковой. Это стало одной из прекрасных традиций школы.

Умнова Н.С. - директор лицея №40: «Физико-математическая школа №40 - детище Вениамина Яковлевича Векслера, воплощение его мечты об особой школе. Все, что делалось Векслером, было уникальным. Вениамин Яковлевич создал особую структуру, которой никогда не было раньше. В школе царил особый дух творчества, объединявший учителей, учеников и родителей. Многое из наследия Векслера мы воплощаем в жизнь».

Благодаря активной поддержке директора научно-исследовательского радио-физического института (НИРФИ), профессора Марии Тихоновны Греховой было получено разрешение на строительство нового здания школы № 40 на улице Фигнер (ныне Варварская).

В январе 1966 г. был заложен фундамент, а весной и летом все ученики и учителя работали на строительстве школы. Они разгружали машины с кирпичом и песком, помогали укладывать рельсы для строительного крана, осуществляли кирпичную кладку стен.

Первого сентября 1966 года состоялось открытие нового здания. Теперь в школе стало учиться 1184 ученика (33 класса, педагогический коллектив вырос до 44 человек), открыты 40 классных комнат: физические, математические, химические кабинеты, кабинеты вычислительной техники и радиотехники, создан музей Георгия Маслякова (1967г. – на деньги, заработанные учениками в ходе сборе макулатуры и металлолома, был установлен памятник Г. Маслякову).

В 1969 и в 1970 годах учащиеся школы № 40 Владимир Гавриленко и Владимир Кравцов стали первыми призерами Международных олимпиад по физике и по математике. 70-е годы в школе № 40 - это серьезная учеба, олимпиады, фестивали науки и искусства, создание ученического научного общества школьников.

1 сентября 1990 года школа №40 была преобразована в Нижегородскую физико-математическую школу-лицей, затем в муниципальное образовательное учреждение Лицей № 40. Педагогический коллектив под руководством Умновой Наталии Семеновны, выпускницы школы № 40 и ученицы Векслера, успешно реализовал инновационные проекты в образовательной деятельности школы:

  • внедрение новых интегрированных предметов, предметов по выбору учащихся,

  • использование авторских учебников и методик по предметам;

  • использование компьютерных технологий в учебном процессе и во внеклассной работе;

  • организация системы спецкурсов под руководством ведущих ученых Нижнего Новгорода;

  • развитие системы работы с одаренными учащимися (с 1993г. по 2009 г. победителями Международных олимпиад стали 22 лицеиста);

  • программа «Дебаты»;

  • участие в российско-американской программе «Язык и технология», обмен делегациями между Лицеем № 40 и школами штата Коннектикут США;

  • проведение Дня лицея 19 октября;

При широкой поддержке родителей, выпускников школы, учредителей был создан Совет лицея, разработавший законодательную базу (Устав лицея, локальные акты и др.), а также сформирована нижегородская региональная общественная организация (НРОО) «В поддержку образования и творчества», бессменным председателем которой является Е.В. Горбатова.

С момента создания школа №40 (позднее Лицей № 40) активно сотрудничает с ведущими научными организациями г. Н.Новгорода: НИРФИ, ИПФ РАН (институт прикладной физики РАН), ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

С 2001 г. осуществляется совместный проект Научно-образовательного центра ИПФ РАН и Лицея №40 «Школьная ступень системы непрерывной подготовки высококвалифицированных специалистов в области фундаментальной и прикладной физики» (научный руководитель – академик РАН А.В. Гапонов-Грехов).

Построена уникальная многоуровневая система вовлечения школьников в академическую среду: Лицей № 40 - ВУЗ – аспирантура – научное учреждение.

В 2006, 2007 , 2008 годах - Лицея № 40 стал победителем в конкурсе «Приоритетный национальный проект «Образование» среди образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы».

Многолетнее сотрудничество с ННГУ и ИПФ РАН, актуальность исследований на стыке физики, биологии и химии для современной науки привели к открытию в 2009 г. экспериментального 10 класса «Физика живых систем».

1 сентября 2009 г. по инициативе департамента образования администрации города Нижнего Новгорода открылся городской ресурсный центр физико-математического образования (ГРЦФМО) на базе МОУ Лицей № 40, учредителями которого являются:

  • Институт прикладной физики Российской академии наук,

  • Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,

  • Муниципальное образовательное учреждение Лицей № 40.

Научный руководитель проекта – директор ИПФ РАН, академик РАН А.Г.Литвак.

ГРЦФМО – это реализация современной модели образования с открытым доступом через Интернет к учебно-методическим ресурсам Лицея № 40.

В разные периоды школу возглавляли:

1961–1980 гг. директор школы - Векслер Вениамин Яковлевич, отличник просвещения РФ;

1980-1987 гг. директор школы - Перелыгина Тамара Николаевна, отличник просвещения РФ;

1987-1989 гг. директор школы - Чернов Валентин Иванович;

1989 г. - по настоящее время директор лицея № 40 - Умнова Наталия Семеновна, заслуженный учитель РФ.

Сегодня Лицей № 40 - центр физико-математической подготовки в городе Нижнем Новгороде, успешно реализующий смелые инновационные проекты. Его деятельность адекватна тенденциям развития современной российской школы, социальному заказу и образовательным потребностям региона.

МОУ Лицей № 40 располагается в двух зданиях: на улице Варварской, 15 А и улице Горького, 150 В. Сейчас в Лицее обучается 940 учащихся, работает большой педагогический коллектив в количестве 121 человек.